среда, 18 апреля 2012 г.

Украинская геральдика


• Основные геральдические знаки Украины

 
Украинская геральдика


 Происхождение украинских гербов. Об украинской геральдике мы привыкли говорить как о традиции, заимствованной извне. Это утверждение относится как к геральдике в целом, так и к собственно дворянским гербам отдельных семей. В отличие от Западной Европы, где в течение XI-XII века формируется слой рыцарства, у нас в это время не было ни рыцарских турниров, ни крестовых походов, поэтому и большой потребности в формировании гербовых знаков не возникало.


С другой стороны, у всех народов начала создания гербов ведут в глубину давних традиций. Родовые знаки, которые можно считать предшественниками гербов, известны чуть ли не в каждом племени. Какими же знаками пользовались древнеукраинские племена? Герб - это условно изображение, которое является символом и отличным знаком государства, своеобразным художественно графическим паспортом земли, города, рода или отдельной личности. Старинные гербы украинских городов красноречиво напоминают об их богатом прошлом, традициях, которые пережили возрасты. Гербы относят к такому типа исторических достопримечательностей, в которых в символической форме, с использованием специальной знаковой системы или стилизованных элементов раскрываются реальные события и явления, которые доносят к нам сведения из прошлого Украины. Происхождение гербов теряется в течении времени. Их прототипами были изображения разнообразных тотемов и тамг, которые в седую давность играли роль родовых символов и знаков. На территории Украины гербоподобные символы встречаются уже в последние века до нашей эры.
Единственная известная нам система хозяйственных знаков развилась среди восточнославянских племен в сфере пчеловодства. Ульи, или так называемые борти, оставались в частной собственности того мастера, который их изготовил и установил. Со временем, среди бортников Киевской Руси возник обычай ставить (вытесывать) клеймо на дереве, где была размещена борть. Так же метили и новонайденные дупла с пчелами. Самые древние бортничьи знаки происходят от межевых или пограничных зарубок, которые чаще всего высекались прямой линией или скрещенными линиями в форме креста. Бортничьи знаки обычно принадлежали какому-то определенному роду и передавались в наследство от отца к сыну. Постепенно они усложнялись с помощью дополнительных боковых зарубок и насечек. В отличие от хозяйственных знаков германских племен, бортничьи знаки употреблялись и среди князей. Последние были способны отливать медные или бронзовые знаки, которые размещались на деревьях вроде обычных зарубок. Относительно протогеральдических знаков, то на территории Украины с эпохи неолита до конца I тыс. н.э. чаще всего встречаются три таких знака, в разной мере характерные для всех индоевропейских народов, это - крест, сварга и троица; больше известная в настоящий момент под названием трезубца. Рядом с трезубом часто употреблялся и двузуб. Именно двузуб был сначала выбран Рюриковичами как знак собственный, и только позже он изменяется на трезубец.
О родовых знаках Руси до установления власти Рюриковичей почти ничего неизвестно. Местная знать или была истреблена, или постепенно слилась с пришельцами. Со схождением с политической арены владельцев отходит в небытие и их символика. Исключение составляют, разве что, земли Галицкой и Карпатской Руси, где местная знать белых хорватов благодаря позднему присоединению к Киевскому государству, еще в начале ХІІ ст. успела сформировать мощные боярские роды. Нам известен один из таких знаков, а именно печать с гербом "Судкович" - стрела, расположенная в полумесяце острием кверху - которой пользовался боярский род Судичей, который заведовал во времена правления Даниила Галицкого разработкой Коломийских месторождений соли. Еще три независимых княжеских династии могли пользоваться собственными родовыми знаками: в первую очередь, это обладатели Червенских городов, загадочные Болеховские и малоизвестные Боржавские князья.
Киевская Русь и развитие гербов. Династия Рюриковичей. Относительно шляхты в других княжествах Руси, которая заново развилась из княжеских дружин, то пока в течение X и XI ст. княжеские дружины находились на полном иждивении князя и жили исключительно в городах, большой потребности в родовых знаках не было - хватало знака княжеского. Подобное развитие событий наблюдаем и в соседней Польше, где родовые знаки спорадически появляются на печатях, начиная с XIII ст., то есть во времена, когда Болеслав Кривоустый начинает вознаграждать дружинников собственными земельными наделами. Вспомним, что именно в это время Киевская Русь претерпевает нападение со стороны монголо-татаров, а, следовательно, развитие социальных отношений здесь замедляется. Большинство украинских земель того времени приносили очень мало прибыли как из-за естественного опустошения и уменьшения численности населения в результате военных столкновений, так и из-за дани монгольским ханам, а, соответственно, отсутствие финансовой возможности внедрять и поддерживать собственный родовой знак.
В начале ХІ века князь был единственным лицом, которое имело право владения землей. Отдельные дружинники князя могли получить определенные поселения или земли во временное пользование, однако это право не было наследственно и терялось вместе со смертью владельца. На его место князь мог назначить нового дружинника, а мог и оставить земли в своем прямом управлении. Именно поэтому наиболее древние, известные нам знаки собственности у украинцев формируются среди княжеской прослойки. Самым древним из таких знаков выступает двузуб Святослава Игоревича (+972 г.). Его сын Владимир Святославич уже пользуется трезубом, который чеканят на златниках и серебрениках. Такой же символ мы видим на кирпиче Десятинной церкви и на плитах Успенской церкви во Владимире-Волынском, построенной во второй половине XІ века. О том, что этот знак выполнял определенную родовую функцию свидетельствует и тот факт, что его изображение найдено также на варяжском мече, в гербе французской королевы Анны Ярославны (некоторые исследователи видят во французских королевских лилиях видоизменение трезуба) и на надгробии святого Ерика (Швеция), который породнился с князем Владимиром. Большинство исследователей украинской символики считают отмечают, что термин "трезубец" ввел в употребление еще в XVIII в. российский историк Карамзин. Некоторые исследователи считают этот знак символом Троицы - триединства мира, что впоследствии, после принятия христианства, начал приобретать христианскую трактовку. Существуют другие объяснения трезубца, потому напрасно перечислять десятки и сотни гипотез, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Археологические находки свидетельствуют, что изображения трезубца в разных видах встречаются на очень многих предметах времен Киевской Руси. Во всех случаях имеем дело со знаком одного типа, который использовался на монетах, строительном кирпиче, оружии, металлических и ювелирных изделиях, в миниатюрах рукописных книг. Трезубец был распространен на огромной территории, - от стен Херсонеса (Севастополь) на юге до Чернигова на севере. P>
Распад Руси и развитие геральдики. Распад Киевской Руси на удельные княжества, который был узаконен Любецким съездом князей 1097р., положил начало формированию исторических украинских земель. Наибольшее государственное образование периода политической раздробленности - Галицко-Волынское княжество - охватило территорию от Карпатских гор на юго-западе до реки Случ на северо-востоке, от Дуная на юге до Припяти на севере. Здесь началось формирование более поздних земель: Галичины, Волыни, Буковины и Подолья. Территория Левобережья вошла в состав двух княжеств - Переяславского и Чернигово-Северского. Среднее Поднепровье принадлежало Киевскому княжеству. Неизвестно, существовали ли в то время собственные символы древнейших городов Украины, таких как Киев, Чернигов или Любеч. Этот этап в истории отечественной геральдики принято называть догеральдическим периодом. Во времена раздробления Руси гербами удельных княжеств становятся династические символы многочисленных Рюриковичей. Исключение составляют, разве что, земли Галицкой и Карпатской Руси, где местная знать белых хорватов благодаря позднему присоединению к Киевскому государству еще в начале ХІІ ст. успела сформировать мощные боярские роды. Первым известным гербом Галицкой Руси является хорватская черная галка в белом поле, которым пользовались и пришлые правители. После пресечения первой Галицкой династии Рюриковичей-Ярославичей раздробленные Червонорусские княжества присоединяет к своим владениям волынский князь Роман Великий, а впоследствии он занимает на непродолжительное время еще и Киевское княжество и принимает титул "Самодержец всея Руси". Считается, что гербом его государства был золотой двуглавый орел в голубом поле. Двуглавого орла мы позже видим, как территориальный герб Перемышльской и Сяноцкой земель Галичины. Изображение же льва в Галичине впервые встречается на печати Льва Данииловича, но некоторые исследователи считают, что этим символом пользовался еще король Даниил. По мнению же Петрушевича символом Даниила был двуглавый орел его отца Романа Великого.
После смерти последнего короля Галицкой Руси Юрия ІІ начинается длительная борьба за Галицкий стол между польскими и венгерскими королями и волынским князем Любартом-Дмитрием. На печатях Любарта-Дмитрия и венгерского наместника Владислава Опольчика фигурирует Галицкий лев. Другим территориальным гербом Галицкой Руси является Белзкий грифон. Белзкое княжество было вассальным княжеством в составе королевства Русского. Первое упоминание о Белзком гербе датировано серединой XIV ст. Длугош пишет, что он был предоставлен королем Казимиром ІІІ, однако более вероятно, что это "предоставление" было простым подтверждением уже существующего герба, поскольку грифон был очень распространен в украинской орнаменталистике, а Казимир владел Белзщиной лишь короткое время.
Под властью Польши. В конце ХIV века Червоная Русь попадает под власть Польши, что официально трактовалось как Польско-Русская уния. Только в 1434 году польскому правительству удалось превратить Королевство Русское в Русское воеводство. В 1462 году такая же судьба постигла и Белзкое княжество. Гербами воеводств стали новые гербы. Русское воеводство в свою очередь делилось на ряд земель: Галицкую, Львовскую, Жидачивскую, Перемышльскую, Сяноцкую и Холмскую. Гербами земель были гербы прежних уделов Русского королевства. Эти гербы просуществовали до первого раздела Польши 1772 года, в результате которого Галичина отошла к Австрии. На захваченных землях создано Королевство Галичины и Володимирии. Земельным гербом вновь созданной провинции стал герб, который употребляли венгерские короли для подчеркивания своих претензий на Галицкий престол.
Невзирая на это, Галицкие украинцы продолжали использовать в качестве национального символа золотого Галицкого льва, который опирается на золотую скалу. В 1918 году правительство Западноукраинской Народной Республики утверждает свой государственный герб: "Золотой лев в синем поле, обращенный в свою правую сторону". После аннексии ЗУНР Польшей на ее территории были созданы три воеводства: Львовское, Станиславское и Тернопольское. С приходом на земле Галичины советов была ликвидирована всякая территориальная символика. Так длилось вплоть до провозглашения независимости в 1991 году. Вместе с возрождением государственности начали возрождаться и украинские геральдические традиции. Так, гербом Ивано-Франковской области является черная галка на серебряном фоне, Львовской - золотой коронованный лев на лазурном поле. Кроме этого, в гербе Подкарпатского воеводства Польши, которое занимает Перемышлянщину и Сяноччину, соединены гербы Королевства Русского и княжества Белзкого, а венгерские варианты используются в гербе архикнязя австрийского Оттона ІІ Габсбурга.
Формирование славянской шляхты. Данные о началах института шляхты в славянской среде остаются очень противоречивыми. Ведь в отличие от Франции, Италии или Испании, где практиковалась традиция личных благородных символов, или Германии, где вся семья пользовалась общим родовым гербом, на территории Польских, Литовских и Русских княжеств зарождается система родовых знаков, которые совмещают больше чем одну семью. Считается, что такого рода система впервые возникает на границах враждующих наций с сильной централизованной властью (чехов, полабских славян) или наций, известных частыми военными экспедициями (поморцев). В скором времени подобная практика закладывается и на землях славян, которые жили дальше к востоку. Поскольку достоверные исторические материалы о зарождении славянской шляхты отсутствуют, большинство исследователей опирались на полулегендарные переводы, или же развивали собственные теории генезиса шляхты на основе гипотетически сравнительного анализа. Понятно, что ни одна из таких гипотез не может претендовать на полную корректность. Не вдаваясь в детальный анализ всех теорий, можно вывести одно общее утверждение - шляхта, как польская, так русская и литовская, выделяется из местного славянского населения во время распада родовой жизни. Заимствование шляхетства извне, то ли со стороны норманнов, сарматов или немцев - обычно отрицается. Впрочем, есть достаточно убедительное доказательство происхождения Киевских князей из линии Рюрика, потому не исключено, что и другие ранние княжеские династии могли иметь иностранные корни. Но действительно ли шляхта зарождается из племенной знати славянского мира повсеместно? Здесь также не находим какую-то общую мысль (если не обращать внимание на привычный шовинизм многих историков, каждый из которых стремится перетянуть одеяло на себя). Наблюдение за военными хоругвями и адопциями в раннешляхетском обществе свидетельствует, в первую очередь, о том, что ранние геральдические роды преимущественно происходят от общего предка и, в свою очередь, ведут свою родословную из земель полабских славян. Последние существенно выделяются из остального тогдашнего лехицкого населения. Полабский проводник рода выступает воеводой с неограниченной властью во время военного конфликта, однако не имеет большого веса в административной жизни рода, все вопросы которого решает народное вече. Зато польские князья и монархи пользуются неограниченной (если не деспотической) королевской властью, а понятие народного веча в средневековой Польше вообще неизвестно.
С другой стороны, среди полабских княжат легко проследить преемственность поколений, которые держатся собственных земель, племен и названий, в течение веков, тогда как в Польском королевстве к такому роду земель можно отнести лишь Мазовию и Куяву. Простой люд полабских земель широко используется для самоуправления и защиты собственных городов, которая утверждает о значительной близости, - и одноплеменности - как господствующей шляхты, так и обычного поселенца. В Польше же охрана городов возложена исключительно на членов военной дружины князя, которая содержится за счет налогов простого населения. Наконец, на территории Польши известно право граничной ответственности за убийство, то есть наказание невинных, которые живут в месте совершения преступления, в случае, когда настоящего убийцу найти не удастся. Полабские свободные поселения этого права не знали, да и вряд ли свободное общество добровольно согласилось бы на такое право, если бы оно не было возложено на нее принудительно. Все это свидетельствует о том, что господствующий слой на территории Польского королевства появляется нагло и захватывает всю полноту власти в короткое время, не считаясь с местными обществами, как это приходилось делать полабским княжатам. Подобное развитие событий наблюдаем и на территории Киевской Руси, где потомки Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха вытесняют местное самоуправление в большинстве подвластных им княжеств, хотя народные веча известны для этих земель в более раннем времени. Понятно, что вновь прибывшие князья опирались в своем господстве на членов собственной военной дружины и беспощадно истребляли местных проводников за нежелание делиться властью (вспомним Романа Мстиславовича и местных Галицких бояр). Как результат такой политики, на территории Киевской Руси местная племенная знать смогла утвердиться и развиться до уровня шляхты лишь в Галичине, тогда как кое-где вновь созданная шляхта выкристаллизовывается из княжеских дружин, которые пришли на новые земли в статусе захватчиков. Ярким примером местного развития боярства является династия таинственных болеховских князей на Прикарпатье, которая выступает независимо от Галицких князей в течение нескольких веков и пользуется большой поддержкой местных обществ.
Принятия ("получение") герба не следует путать из пожалованием герба. Это никоим образом не равнозначные понятия. Для справки обратимся к истории. Сначала гербы не даровали вообще. Владелец герба самостоятельно выдумывал его для себя. Но к XIV веку накопились определенные проблемы: хозяевам гербов, которые оказывались похожими, приходилось прибегать к судебным искам и апеллировать к власти - вплоть до более высоких ее ступеней - князей и королей. Главы больших и знатных родов временами пытались упорядочить гербы младших ветвей; короли упорядочили гербы своих родственников. Кроме того, князья и короли стали награждать за особенные заслуги некоторых своих приближенных геральдическим "усыновлением" (или, говоря научно, аугментациями). То есть правом использовать более-менее измененный герб монарха как свой, а позже - как дополнение к своему - одну из почетных его частей. В России такими почетными частями в гербах стали государственный орел и вензель правящих монархов. Из описанных фактов геральдической практики и герботворчества в XIV-XV веках развилось пожалование полных гербов: монархи и их уполномоченные - а впоследствии даже и некоторые суверенные республики - присвоили себе право жаловать (давать) или подтверждать раньше пожалованные гербы. Кое-где власть налагала запрещение на использование герба без такого пожалования или подтверждения. Но, по большей части, просто принятые гербы и дальше существовали рядом с утвержденными властью. За последними, обычно, признавался приоритет, но это совсем не значило и не означает геральдическую монополию! Принятый самим владельцем герб (в России такие гербы имеют также назову "самобытные") должен был быть геральдически правильным, не содержать элементы и знаки чужих родов или чужого статуса. Тогда он по праву - в силу самого факта использования его хозяином - становился настоящим гербом, а не картинкой, "под герб". Такое положение вещей в геральдике признавали и признают авторитетные ученые - от Бартоло ди Сассоферрато, одного из ведущих юристов XIV века и советника императора Карла IV, и до Мишеля Пастуро, специалиста в отрасли теоретической академической геральдики наших дней из Сорбони.
Более интенсивное развитие геральдики в Великом княжестве Литовском началось после заключения Городельской унии 1413 г. Согласно ее положениям 47 наиболее знатных родов в государстве получили гербы, которыми до этого времени пользовались представители польской шляхты. Считалось, что шляхтич Великого княжества Литовского, который принял предложенный герб, побратался с владельцем этого герба. По словам известного русского геральдиста А.Б.Лакиера, отличительной особенностью этих геральдических эмблем является их изумительная простота. На гербовых щитах, как правило, размещено по одной фигуре или одному символу - оружие, доспехи, древние символы, геральдические цветы и растения. Они так и называются - "Клямры", "Лелива", "Гоздава", "Лебедь", "Уж", "Лев" и другие. Могущественный магнатский род Сапегов пользовался гербом "Лис". И изображение этого животного размещалось в клейноде (фигура на шлеме). Фантазия геральдистов и художников создала множество фантастических фигур животных. Так сочетание верхней части орла и нижней льва породило новое существо - грифона. Им пользовались, например, графы Браницкие. А герб "Соколя", в котором совмещены передняя часть кабана и задняя медведя, был у шляхетского рода Антоневичей. В отличие от западноевропейской геральдики, где гербы были различны даже у двух родных братьев, здесь один и тот же герб мог принадлежать многим, иногда около сотни, шляхетским фамилиям. Иногда частновладельческий знак сопровождала легенда, трактующая фигуры в гербовом поле. Так, Олендские, Дембинские, Заводовские, Мельгуновы и другие владели гербом "Равич". Вот его описание из гербовника: "В золотом поле идущий вправо медведь, на котором сидит девица впрямь, одетая в царскую корону и держащая руки распростертыми наподобие креста. Над шлемом и короною два оленьих рога, между ними виден стоящий на задних лапах, выходящий до половины черный медведь; из передних лап его одна опущена, а другою он держит розу, которую нюхает". Старинная английская легенда гласит, что некогда, в стародавние времена, один король завещал перед смертью своему сыну замок и земли, а дочери - все ценности, которые можно забрать с собой, "движимое имущество", как сказали бы мы сегодня. И посоветовали приближенные своему новому королю убить сестру, чтобы не достались ей отцовские богатства. Слуги завели несчастную в лес и посадили в медвежью берлогу, но каково же было их изумление, когда они увидели девушку верхом на медведе, обвязанного вокруг шеи девичьим шарфом.
Когда представители двух "благородных" фамилий заключали брачный союз, то объединялись и их гербы. Порой, с течением времени, герб потомков знатных родов был разделен многократно, где каждая часть несла на себе отпечаток старины и родовитости предков. К примеру, герб княгини Барбары Радзивилл, урожденной Завиши (1690-1770), представляет собой два щита, поставленных рядом. В правом золотом - чёрный орёл с лазуревыми лапами. Его грудь украшает щит с тремя чёрными, украшенными золотом, охотничьими рожками, соединёнными в центре поля мундштуками. Это герб ее мужа, князя Николая Фаустина Радзивилла. В левом лазуревом - герб "Лебедь" - князей Завишей.
Отличительные геральдические эмблемы закреплялись не только за представителями привилегированного сословия, но получили широкое распространение в цеховых организациях ремесленников, купеческих гильдиях, наконец, городах. Городская геральдика имеет многовековую богатую историю. До конца XVIII в. белорусские города от имени верховной власти получали магдебургское право и, как атрибут самоуправления, городской герб, который являлся признаком особого правового статуса населенного пункта, показателем его политической и экономической самостоятельности. В архивах сохранились соответствующие "жалованные" грамоты, документы магистрата - ценнейшие источники по истории территориальной геральдики.
Украинская геральдика и Великое княжество Литовское. Следующий этап становления и развития украинских геральдических символов относят к так называемому раннегеральдическому периоду, который связан с пребыванием Украины в составе Великого княжества Литовского. Некоторое время сохранялись не только старые обычаи, но и территориальное разделение (Киевское, Новгород-Сиверское, Черниговское, Стародубское, Волынское и Подольское княжества), с одной лишь разницей - княжеские престолы заняли литовские наместники, которые часто принимали православную веру, знали язык местного населения. В этот период территория Украины начинает испытывать разнообразные иностранные влияния, что с точки зрения геральдики часто имело определяющий характер на формирование символики того или другого региона. Начиная с ХІV в. Русские земли подпадают под власть литовских князей из династии Гедиминовичей. Но большого влияния на украинскую геральдику, как и на другие области жизни украинцев это не произвело. В якобы принесенных литовцами на Русь гербах большинство исследователей склонно видеть видоизменения давних украинских знаков. Да, всадника из литовской "Погони" мы встречаем еще на печатях Полоцких и Новгородских Рюриковичей (литовцы длительное время были вассалами Полоцка). "Колюмни" же выводят из украинского "Трезуба", который мог быть занесен в Литву еще Владимиром Великим, более того, существует гипотеза, что литовское valdymieras "обладатель" происходит от имени великого князя Владимира.
Переломной же точкой в развитии украинской шляхты можно считать 1413 г., когда русько-литовська шляхта была вовлечена в круг польской шляхты Городельским привилеем. Превращение бояр-рыцарей в шляхту с соответствующими изменениями коллективного сознания шло двумя волнами: в Галичине - по польскому образцу, на Волыни и Киевщине - на основании Галицкого образца, но с существенными отклонениями. Да еще в течение 70 годов Галицкая шляхта, как и боярство Великого Княжества Литовского держалась русских традиций. В геральдической области это выливалось в отказе от предоставленных польских гербов и использования древних родовых печатей. Однако в конце ХV века ситуация кардинально меняется. В 1482 году поляки разоблачают заговор, который охватывал всю русскую шляхту Речи Посполитой. Целью этого заговора был разрыв Польско-Литовской унии и создания Литовско-Русского государства. Разоблачение заговора поставило русскую шляхту под угрозу потери имений и привилегий. В особенно тяжелом положении оказалось боярство Галичины как ближайшее к Польше. По-видимому, это была одной из основных причин нобилитации русского шляхетства, которым оно пыталось уберечься от репрессий. В результате этого, практически все русские роды видоизменяют свои гербы так, чтобы подпадать под существующие польские, или просто переходят к польским гербам путем адаптации. Конкуренцию выдерживают только богатые княжеские роды, которые вели свою родословную от Рюрика или Гедимина, потомки татарских ханов, которые после распада Золотой Орды начали переходить на службу к литовской, а, впоследствии, и польской коронам.
Благодаря распространению к востоку немецких колоний ремесленников и торговцев на территории украинских земель, которые находились в составе Польского королевства, начало использоваться магдебургское право. Этот юридический акт, который получил свое название от немецкого города Магдебург, где он был применен впервые, имел большое значение для поселения - в первую очередь, оно получало статус города, право на самоуправление, собственный суд, проведение ярмарок и уменьшение или полную отмену налогов, сооружения укреплений, и ряд других привилегий, среди которых было предоставление собственного герба и печати. Герб города изображался в цвете на специальном свитке; он также размещался на ратуше и городских вратах. Первым из украинских городов магдебургское право получили: Санок (1339р.), Львов (1356р.), Каменец-Подольский (1374р.), Луцк (1432р.), Смотрич (1448р.), Киев (1497р.).
Украинская геральдика эпохи Речи Посполитой. После Кревской унии 1385р., которая положила начало процесса объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства и который завершился образованием единого государства - Речи Посполитой, у литовских и украинских феодалов стали появляться польские гербы. Люблинскую унию 1569 г. нужно считать переломным моментом в развитии украинского шляхетства. Земли Галичины надолго входят в состав Польского королевства, и развитие родовых гербов в этих землях проходит по общей схеме остальных польских гербов. В это время польская геральдика имела уже хорошо развитую систему предоставления, наследования и учета благородных гербов, основанную еще Длугошем в 1443 году. К самым главным польским гербовникам традиционно причисляют "Гербы польского рыцарства" Папроцкого (1584) и "Польский гербовник" Несецкого (1839). Оба гербовника содержат короткие сведения о благородных родах, которые жили в то время на землях, подчиненных Польской Короне. В конце ХІХ века польские исследователи предпринимают попытку организовать разрозненные геральдические и генеалогические материалы в серии гербовников, самые выдающиеся из который принадлежат Бонецкому ("Польский гербовник", 1899-1913) и Островскому ("Гербовая книжка польских родов", 1897-1906). Так называемые "жалованные" гербы получались от короля и часто содержали геральдические символы, не связанные с местной историей, например: звезды, оружие, разного рода кресты. Иногда властью утверждались так называемые "произвольные" гербы - те, которые использовались с древних времен. Эти гербы характеризуются большей конкретикой в освещении местных особенностей - так, сочетание полумесяца и креста могло означать борьбу христиан с мусульманами, изображение крепостной стены означало наличие в городе своей власти, фигуры святых символизировали покровителей города. Поскольку в то время большинство городов имели статус частных, принадлежали тому или другому магнату, герб владельца часто становился гербом города. Следует отметить, что польские геральдические традиции имели влияние не на всей нынешней территории Украины. Часть этнических украинских земель очутилась за пределами Речи Посполитой. Выше уже шла речь о Закарпатье и Буковине; Юг принадлежал татарам, а нынешняя Восточная Украина являла собой так называемое Дикое Поле - практически незаселенную территорию, опустошенную частыми татарскими набегами. Магдебургское право на территории Черниговщины и Сиверщины, потерянных Литвой в результате войн с Москвой в начале XVI в., начало распространяться лишь с 1618 г., когда по условиям Деулинского перемирия эти земли перешли в состав Речи Посполитой. В первой четверти XVII в. Магдебургское право получили Стародуб, Новгород-Сиверский, Чернигов и Нежин. Позже он предоставлен Почепу, Погару, Мглину, Полтаве, Лубнам, Миргороду, Борзне, Карпу, Гада, Глухову, Пирятину, Кролевцу, Остру, Козлобороднику.
Национально-Освободительная война. Во время Национальной революции середины XVII в. в Украине было введено новое административное деление - полковое. Ряд городов получили статус полковых и сотенных. Однако такой статус не был причиной предоставления герба. В 1667р. произошли существенные территориальные изменения - по Андруссовскому перемирию Украина была разделена между Польшей и Россией. Граница между этими государствами проходила по Днепру. И если на Правобережье сохранились польские геральдические традиции, то на Левобережье все большего влияния начали приобретать традицию российские.
Украинская геральдика после вхождения в состав Московского государства. Земли Волыни, Киевщины и Черниговщины, со временем попадают под Московское господство. Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу (1629-1679). По его просьбе император Священной Римской империи Леопольд I (1640-1705) прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Курелича, который в 1673 году написал оставшееся в рукописи сочинение О родословии российских великих князей и государей, поднесённое царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврения Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россиею и восемью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями, англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя святого Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича. Это сочинение служило важным пособием для посольского приказа. Не меньшее значение имел труд государева печатника боярина Артамона Сергеевича Матвеева "Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати". Вероятно, эти люди и создали первые русские гербы.
Начиная с 1722 г., проблемами геральдики в России стала заниматься специально созданная Герольдмейстерская контора или Герольдия, которая должна была вести дела российского дворянства, в том числе описывать, регистрировать и утверждать родовые гербы. Указом от 30 июля 1721 года ближнему стольнику Колычеву поручается произвести с помощью учреждённой при нём Разборной канцелярии общую ревизию служилого сословия. 5 февраля 1722 года Колычев назначается герольдмейстером. Кроме всего прочего он должен был заниматься составлением дворянству гербов. Для этого помощником ему был назначен граф Франческо Санти, а в переводчики к Санти, не знавшему русского языка, Андрей Ольроу. От учреждения требовалось предоставлять гербы 1) всем унтер-офицерам, 2) лицам, которые не служили в армии, однако могли доказать собственные шляхетские корни за последние 100 лет, 3) иностранцам, которые имели собственные родовые гербы.. Это время относится к позднегеральдическому периоду получения новых или подтверждения и возобновления (с некоторыми изменениями) старых гербов украинских городов в общероссийском масштабе.
Но только указ Павла I в 1784 году положил начало систематическому учету гербов российского дворянства. Именно тогда и начал издаваться "Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи", который до конца 1917 года состоял из восемнадцати частей и включал и содержал более чем четыре с половиной тысячи гербов. Утверждение гербов украинских городов позднегеральдического периода началось во второй половине XVIII в. Невзирая на попытки унификации геральдических символов и приведения их к определенной единственной системе, избыточная централизация часто приводила к противоположному - гербом города мог стать какой-то случайный символ или ассоциация, связанная с названием. Однако большинство городов Левобережья избежали этой судьбы, поскольку своевременно дали ответ на специально разосланные Герольдмейстерской конторой запросы, в которых содержались вопросы об истории города, происхождении названия и герба, выдающихся событиях, которые происходили в городе, наличии ремесел и развитии торговли. Так, Стародуб, Прилуки, Хорол, Лохвица, Зиньков, Борзна, Миргород, Погар и ряд других городов, сохранили за собой символы, предоставленные еще польскими королями.
Первая половина XIX в. характеризуется в Российской империи относительным упадком в геральдике. На приуменьшение значения герба как символа относительной свободы города повлияло также склонение магдебургского права в 1831р. К XIX в. изменились политические, экономические, социальные и культурные условия в развитии городов, что нашло свое отражение в гербовых городов на всей территории Российской империи. И если в XVI - XVII вв. во многих территориальных гербах запечатлена религиозная символика, фигуры почитаемых святых, то в век интенсивного развития капитализма преобладают сюжеты, говорящие о победе русского оружия, промышленном развитии городов, характерных занятиях его жителей.
Так длилось до 1856 г., когда Департамент герольдии возглавил Б.Кене. За очень короткое время им были разработаны принципы создания гербов и пересмотрены все имеются гербы, в том числе и мост Украины. Разработана соответствующая система украшений, по которым можно было определить статус города и его административное подчинение. Вместо изображения имперского герба вводилась свободная часть, в которой содержался герб губернии, где находился город; наличие городской короны символизировало значимость города: золотая с пятью башнями - для гербов городов губернских, а также городов, которые имеют более чем пятьдесят тысяч жителей (Бердичев, Елисаветград, Житомир, Катеринослав, Кременчуг, Николаев, Одесса, Полтава, Ровно, Таганрог, Харьков, Херсон); золотая с пятью башнями, увенчанная Императорским орлом - для городов с населением больше пятидесяти тысяч, которые вместе с тем были и крепостями (Севастополь); золотая с тремя башнями - для губернских городов с населением менее пятидесяти тысяч, которые вместе с тем были и крепостями (Каменец-Подольский); серебряная с тремя башнями - для уездных; красная с тремя башнями - для заштатных, красная с двумя башнями - для знаменитых посадов. Александровская лента с двумя золотыми колосками украшала гербы городов, которые выделялись земледелием и хлебной торговлей; Александровская с двумя золотыми якорями украшала гербы приморских городов; с двумя виноградными гроздьями - гербы городов, которые славились виноделием; с двумя серебряными кирками - гербы городов, жители которых занимаются горными промыслами. Георгиевская лента с двумя флагами, которые стоят прямо и украшенные вензелями того императора, во времена которого была осада, предназначалась для крепостей, которые выстояли против врага. И хотя переработке подлежали все гербы, часть из них так и не дождалась изменений.
Избыточная централизация империи привела к полной нивелировке остатков прежнего самоуправления, и в городском положении 1892р. упоминание о гербах уже отсутствовало. Книга П.П.фон-Винклера "Гербы городов Российской империи", изданная в 1900р., содержит изображение гербов как унифицированных по системе Кене, так и оставленных без изменений в силу вышеуказанных обстоятельств. Австрийское правительство придерживалось несколько других принципов в вопросах геральдики. Герб рассматривался не только как символ города, а скорее как историческое наследие, к которому нужно относиться с уважением и почетом. На государственном уровне цесарскими привилегиями были утверждены ряд древних гербов - например, Черновцов (1908р). В гербовнике К.Линда, изданном в 1885р., исторические гербы практически не испытали никаких изменений за исключением одной - все гербы были изображены на французском щите. Были также созданы земельные гербы Австро-Венгрии, среди которых, - гербы Галичины и Буковины.
В начале 20 века была также предпринята попытка систематизации гербов, которые были в обиходе на украинских землях, - Лукомский и Модзалевский выпускают так называемый "Малороссийский гербовник" (1914). К сожалению, русская шляхта так и не дождалась собственного гербовника, невзирая на тот факт, что рядом со многими гербами польского и татарского происхождения на украинских землях сохранились и аутентичные гербы давних времен. Причину нужно искать в первую очередь в материальном обеднении русских благородных семей, и, соответственно, неспособности играть ощутимую политическую и экономическую роль в ежедневной жизни.
Развитие геральдики в составе Австро-Венгрии. В XVIII в. произошли новые изменения в территориальном укладе Украины. Закарпатье в составе Венгрии с 1711 г. попали под власть Австрии. В конце века, после трех разделов Польши, в составе Российской империи очутились Киевщина, Подолье и Волынь, а Галичина попали в состав Австрийской империи. В результате российско-турецких войн к России был присоединен Юг Украины, а вот Австрия распространила свою юрисдикцию на Буковину. В соответствии с территориальной принадлежностью меняются подходы в решении вопросов геральдики. Так, утверждение гербов городов, которые попали в состав Российской империи, часто носило поверхностный характер и заключало в себе множество ошибок с точки зрения геральдических правил. В нарушение принципа невозможности нахождения в гербе города герба государства очень часто за основу брался герб польского периода, который содержался в нижней половине пересеченного щита; в верхней же содержался имперский орел как символ "присоединения края к империи".
Развитие украинской геральдики в XX веке. После распада Австро-Венгерской и Российской империй на их месте возникло несколько новых независимых государств, и среди них - Украинская Народная Республика. Под контролем правительства УНР очутились практически все украинские земли - Подолье, Киевщина, Катеринославщина, Херсонщина, Черниговщина, Слобожанщина, а после соединения с Западноукраинской Народной Республикой - Галичина, Волынь и частично Буковина. Крым входил в состав Украины на федеральных принципах. 22 марта 1918 г. старинный княжеский символ "трезубец" был утвержден в качестве малого герба УНР. Однако короткое время существования УНР не дало возможности серьезно заняться проблемами городской геральдики. Известен проект киевского герба, предложенный Г.Нарбутом - сочетание двух исторических киевских гербов, Архистратига Михаила и изображение куши.
Период 1920-1940 гг. с точки зрения геральдики заслуживает внимания лишь по двум регионам Украины - Закарпатью и Буковине. Закарпатье, как вновь созданная из прежних четырех комитатов венгерского королевства административная единица под названием Подкарпатская Русь, вошло в состав Чехословакии и получило новый земельный герб. Буковина и Бессарабия, которые находились под румынской юрисдикцией, были разделены на 11 уездов. Всем уездам и населенным пунктам, которые имели статус муниципий (городских коммун), были предоставлены гербы, разработанные специальной комиссией при Министерстве внутренних дел Румынии и утвержденные королевским декретом.
Советский период в украинской геральдике вряд ли может быть названным не только удачным, но и хотя бы отдаленно научным. После 1917 г. практика получения городами официальных гербов прекратилась. Декретом ВЦИК СНК от 11 (24) ноября 1917 г. в России были отменены все сословия и гражданские чины. Однако закона об отмене дворянской геральдики не последовало. Официальная символика призвана была отражать "идеалы строителей коммунизма". Государственные гербы союзных республик имели в своей основе единый сюжет с незначительными характерными особенностями для каждой республики: в Армении - это гора Арарат, Узбекистане - ветка с коробочкой хлопка, Латвии - берег Балтийского моря. Начиная с 60-х гг. ХХ в. в Советском Союзе была сделана попытка возродить институт городского герба. В сложившихся политических и идеологических условиях при создании городских символов правила и законы геральдического искусства в целом не принимались во внимание. Авторы и художники советской территориальной эмблематики призваны были создать принципиально новый символ, отразить наиболее значимые аспекты современного развития населенного пункта, включавший в себя изображения орудий труда, средств транспорта, представителей флоры и фауны, советских государственных наград, государственной символики СССР и т.д. Традиционная шаблонность - шестерня и колосок, красные и лазурные цвета, - как и идеологическое, по большей части некомпетентное, вмешательство в процесс создания гербов, привели к полной нивелировке геральдических знаков советского периода и фактического превращения их в агитационные символы.
В 1991р., после возобновления независимости Украины, украинская геральдика вышла на качественно новый уровень. Нынешнее ее развитие характеризуют две тенденции. Первая - это возобновление исторических гербов, присущих городу с древних времен; вторая - создание новых символов, которые отвечают требованиям геральдики и не несут в себе отметины старой идеологии. Много вновь созданных гербов были разработаны с учетом классических правил. 28 июня 1996 г. статьей 20 Конституции Украины утвержден малый герб государства - трезубец.
Литература.
  • Братко О. А. Уявлення про світобудову та їх відображення в українській національній символіці. Київ, 1990.
  • Гречило А. Земельна геральдика. "Пам'ятки України". 1991, - ч. 3.
  • Гречило А. Земельна геральдика України XVII - поч. XX ст. "Пам'ятки України". 1996, - ч. 2.
  • Грушевський М. Історія України-Руси. Нью-Йорк, 1954-1958.
  • Клейноди України. "Філософська і соціологічна думка". Київ, 1991.
  • Кузич І. Березівське боярство на тлі історії України. Детройт, 1962.
  • Лукомський В.К., Модзалевський В.М. Малороссийский гербовник. Санкт-Петербург, 1914.
  • Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Санкт-Петербург, 1836.
  • Piekosinski Яковенко Н.М. Українська шляхта. Київ, 1993.
  • Boniecki A. Herbarz polski, wiadomosci… Warszawa, 1899-1913 (Warszawa, 1985-1987).
  • Dlugosz J. Insignia ceu Clenodia Regni Poloniae. Opera omnia, Tom 1 (1448).
  • Jablonowski A. Zrodla dziejowe. Warszawa, 1878.
  • F. Rycerstwo polskie wiekow srednich. Krakow, 1896-1902.
  • Niesiecki K. Herbazh Polski. Lipsk, 1839-1846 (Warszawa, 1979).
  • Ostrowski J. Ksiega herbowa rodow polskich. Warszawa, 1897 (Poznan, 1999).
  • Paprocki B. Herby rycerstwa polskiego. Krakow, 1584 (Warszawa, 1982).
  • Uruski S. Rodzina: herbarz szlachty polskej. Warszawa, 1904-1931 (Poznan, 1994).
Славко Комарницкий, Андрей Кобилянский, http://www.torush.com/; heraldry.com.ua; geraldika.na.by; excurs.ru; geraldika.ru
Оставить комментарийПосмотреть комментарии
Герб "Корибут".
Двузуб Великого князя Киевского Святослава Игоревича
Wikipedia.org
Тризуб Великого князя Киевского Владимира Святославича
Wikipedia.org
Тризуб Великого князя Киевского Ярослава Владимировича
Wikipedia.org
Герб Киевского княжества XIII в.
Wikipedia.org
Герб Черниговского княжества XIII в.
Wikipedia.org
Герб Волынского княжества XIII в.
Wikipedia.org
Герб Перемышльского княжества XIII в.
Wikipedia.org
Герб Галицкого княжества XIII в.
Wikipedia.org
Герб Галицко-Волынского княжества XIV в.
Wikipedia.org
Герб Б.Хмельницкого "Абданк".
Wikipedia.org
Герб Гетьманщины XVII-XVIII вв.
Wikipedia.org
Флаг Гетьманщины XVII-XVIII вв.
Wikipedia.org
Герб Украинской Народной Республики (1917-1920).
Проект герба Украинской Державы Скоропадского (1918).
Герб УССР.
Флаг УССР.
Малый герб Украины.
Проект Большого герба Украины.
Флаг Украины.
Герб Киева.
Wikipedia.org
Герб Харькова.
Wikipedia.org
Герб Львова.
Wikipedia.org
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий