вторник, 17 апреля 2012 г.

Муром


Экскурсии, туры в Муром

Муром

Герб города Муром: 16 августа 1781 г. город Муром получил новый герб. В Полном собрании законов Российской империи он был описан следующим образом: "В верхней части герб Владимирский: в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней - на голубом поле три крупитчатых калача, которыми сей город отменно славится".

Однако, в первой половине XVIII в. Муром имел другой символ, совершенно не похожий на вновь утвержденный. В знаменном гербовнике 1729-1730 гг. дано такое его описание: "Стена белая и рука из облака, которая на золотой цепи держит княжескую корону; поле лазоревое". Что символизировал герб 1729 г. и почему он не был утвержден в качестве городской эмблемы в 1781 г.?
У истоков Российского герботворчества стоял итальянец граф Франциск Санти. 12 апреля 1722 г. по личному указу Петра I "для сочинения гербов" и приведения русских гербов к нормам западно - европейской геральдики он был назначен на должность товарища герольдмейстера. Работы по составлению гербов российских городов продвигались крайне медленно, так как это было связано с тем, что большинство русских населенных пунктов не имели исторически сложившихся эмблем. Поэтому до 1724 г. все работы Санти носили предварительный характер.
В августе 1724 г. последовал указ Сената о создании городских гербов Российского государства. В нем говорилось: "Для запечатования судных дел ... во всех судебных местах сделать печати, а именно: в губерниях и провинциях и городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе и с оных отослать те рисунки для рассылки во все судебные места в Юстиц - коллегию".
Для составления гербов по городам были разостланы анкеты. Один из ее пунктов требовал указать, имел ли город ранее герб, и в случае утвердительного ответа предписывалось выслать его рисунок или описание.
К июню 1727 г. в Герольдмейстерской конторе находились сведения о девяноста семи городских гербах. Муромский герб в этом списке отсутствовал. В отличие от некоторых центральных населенных пунктов Муром, по всей видимости, не имел городской эмблемы вплоть до конца 1720-х гг. Только в декабре 1729 г. Герольдмейстерской конторой был составлен "Знаменам гербовник" на двадцати двух листах . В нем имелись изображения сорока трех полковых гербов, среди них было и описание первого Муромского герба, приведенное выше. В основу Муромского герба 1729 г. легло изображение эмблемы полка, расквартированного в городе. 21-й пехотный полк был сформирован в 1708 г. Первоначально он назывался гренадерский полк Энзберга. В 1727 г. он получил наименование Муромского. Вполне вероятно, что полковые эмблемы, уже официально утвержденные, и стали символом города. Не случайно в Знаменном гербовнике 1729 г. Муромский герб отмечен как "новый", то есть вновь утвержденный.
Первый Муромский герб не следует рассматривать только как простое заимствование, слепое следование западноевропейской моде. Военная эмблема, ставшая символом города, олицетворяла успех русского оружия. Она прославляла военные победы России, что приобретало особое внутреннее содержание и смысл в свете идеологии и политики правительства Петра I и его последователей.
Работы над составлением и модификацией городских гербов продолжились во второй половине XVIII столетия. Многие городские гербы, в том числе и Муромский, были изменены. В отличие от ранних, достаточно произвольных городских гербов, в унифицированных геральдических символах этого времени заключена информация об административно - территориальном положении города. На щите городского герба в верху помещался основной герб - губернский, внизу - подчиненный, городской.
Составляя новые гербы, Герольдмейстерская контора обязательно запрашивала сведения о городе. Тщательно проверялось, имел ли город раньше герб. На основании этих данных принималась новая городская эмблема. Как правило, изображения на городском гербе символизировали специфику города. Поскольку гербы давались всем городам, в том числе и тем, которые раньше их не имели, в основу составления герба был положен характерный для западно-европейской геральдики "описательный принцип". Геральдическое изображение или отражало название города (как, например, три сумки на гербе г. Сумы или колонна на гербе Коломны), или свидетельствовало о каких-либо особенностях местности (три стерлядки в гербе Саратова). А на Муромском гербе и появились те "три крупитчатые калача, которыми сей город отменно славится".
В простонародье муромских жителей называли калачниками. Знаменитыми муромскими калачами, изготовленными по особому рецепту, потчевали императрицу Екатерину II во время ее проезда через Муром в 1767 г. В 1798 г. Муромские калачи отведал император Павел I. Местные историки отметили, что при встрече государю преподнесли пять калачей, "а калачам цена по 30 копеек каждый". Павел I хвалил хлеб и даже отправил особым курьером в Петербург несколько калачей, сказав на прощание хлебосольным горожанам: "Буду помнить ваши Муромские калачи, которые скоро увидит моя императрица ...".
По правилам геральдики при составлении герба можно было использовать только пять цветов ("червлень, лазурь, зелень, пурпур, чернь") и два металла (золото и серебро), каждый из которых имел свое символическое значение. Голубой фон муромского герба обозначает красоту, мягкость, величие, а золото калачей - символ богатство, справедливости, великодушие. А пурпур владимирского герба своим достоинством, силой и могуществом защищает Муром.
В отличие от варианта 1729-30 гг., Муромский герб 1781 г. более соответствовал статусу и характеристики города. Не удивительно, что пересматривая городскую эмблему Мурома, чиновники Геральдической конторы сочли необходимым отказаться от старой, военизированной формы герба, как мало связанной с его историей, и остановились на более "мирном", но близком к реальной жизни варианте.

История Мурома

Муром - один из древнейших городов Северо-Восточной Руси, расположенный в районе Золотого кольца, в 318 км от Москвы - верный страж восточных границ Русской земли, родина одного из самых известных русских богатырей, он не был включён в состав Золотого кольца России, так как долгое время являлся закрытым городом. Сегодня Муром стал одним из интереснейших туристических центров.
Первое упоминание Мурома относится к 862 г.  «в лето 6370 (862)... первии насельницы в... Муроме мурома» - так упомянул летописец о городе. Через 100 лет на берегах Оки утверждается власть киевских князей, а после Любичского съезда в 1097 г. Муром, крупный город Северо-Восточной Руси, получает во владение князь Ярослав Святославович, который становится родоначальником муромо-рязанских князей. Дружина этого пограничного города постоянно участвует в столкновениях с булгарами, мордвой, половцами, в междоусобицах князей.
В течение XIII в. Муром неоднократно разоряется монголо-татарами и надолго приходит в запустение. В 1351 г. князь Юрий Святославович возвратился в «град свой, вотчину свою Муром, запустевший отдавна от первых князей, и поставил двор свой во граде, такоже и бояре его, и вельможи, и купцы, и черные люди и ставили дворы свои и святыя церкви обяовиша иконами и книгами». В 1408г. Муром окончательно присоединен к Московскому княжеству. Город сильно пострадал в 1570 г. от моровой язвы, а затем в 1612 г. от польских отрядов пана Лисовского. Но вскоре он снова возрождается, славится как город ремесленников. Известны были отличные бычьи кожи местной выделки и калачи, включенные даже в герб города.
До XVI в. в Муроме не было ни одного каменного здания, центр города оставался в основном деревянным до нач. XIX в. В 1792 и 1805 гг. Муром опустошают сильные пожары, и город начинает заново застраиваться по генеральному плану, который был разработан известным архит. И. Лемом еще в 1788 г. и утвержден Екатериной II.
Прекрасный вид на Муром открывается с Оки. Через реку ведет понтонный мост, который разводится для прохода судов. Над въездом на мост на высоком берегу, в Окском саду О стоит монумент Ильи Муромца (скульпт. В. Клыков). Справа как будто спускается к Оке Николо-Набережная церковь, за ней вдалеке виднеется Воскресенская, блестят купола древнего Спасского монастыря. На полпути от моста к Спасскому монастырю под обрывом стоит невзрачное строение - нижняя часть церкви, прикрытая железной крышей. Почти полтора века находится в таком состоянии один из прекраснейших храмов России - церковь Св. Козьмы и Домиана (1553). Это
был первый памятник на Руси, посвященный взятию Казани. По преданию здесь с 10 по 20 июля 1552г. стоял шатер Ивана Грозного в то время, пока русские войска переправлялись через Оку, отправляясь на завоевание Казанского царства. Козьмодемьянская церковь была построена зодчим псковской школы Постником Яковлевым, который два года спустя возвел в Москве собор Василия Блаженного.
Знаменитый Илья Муромец, воспетый в 13 народных былинах, происходил из села Карачарово, которое сегодня входит в черту Мурома. Богатырь служил на заставе возле стен Киева. В конце жизни, израненный, он удалился в Печерский монастырь и, приняв иноческий сан, скончался там предположительно в 1188 г. е возрасте 50-60 лет. Уже в XIII в. его слава разошлась далеко за пределы Руси. Он упоминается в германской саге об Ортните и в норвежской Тидрек-саге. В 1643г. Илья Муромец был канонизирован православной церковью. На его мощах обнаружены раны на левой кисти и на груди. День его памяти отмечается 1 января.
На одном из красивейших мест Мурома расположен Спасский монастырь (первоначально «Спасский, что на бору»), основанный по преданию благоверным князем Глебом Муромским. Эта обитель упоминается в летописи еще в 1096 г., ее считают первым оплотом христианства в мордовском языческом крае. Главный собор монастыря - Спасо-Преображенский был выстроен вскоре после возвращения Ивана Грозного из Казанского похода 1552 г. Простые и вместе с тем выразительные формы храма делают его одним из лучших памятников храмовой архитектуры XVI в. Здание перестраивалось в XIX в., но теперь луковичные купола вновь заменены золочеными шлемовидными, собору отчасти возвращен его первоначальный облик. В середине XVII в. в монастыре возведена колокольня, а в 1687 г. - двухэтажные покои архимандрита — самая старая гражданская постройка Мурома. К началу 90-х гг. относится постройка Покровской церкви с трапезной.
В советский период, по некоторым данным, здесь был устроен один из первых концлагерей, затем территорию передали воинской части, теперь обитель возвращена церкви.
По другую сторону от въезда на мост над целебным Никольским родником стоит Николо-Набережная церковь, выстроенная в стиле «петровского барокко» в 1700-1717 гг. Неподалеку от нее в сторону центра, на месте княжеских дворов, расположены рядом два известных муромских монастыря.
Основание Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря датируется 1643 г. Именно на этом месте в 1351 г. поставил свой двор и деревянную церковь Бориса и Глеба князь Юрий Святославович, вернувшись восстанавливать разоренный город. В 1643 г. вместо   обветшавшего   деревянного храма купец   московской   гостиной сотни Т. Цветной отстроил каменный собор
св. Троицы. Купец был незаурядным   человеком,   упоминаемым во множестве документов тех лет и в одном из произведений древнерусской литературы — «Повести о Виленском кресте». Позже он получил разрешение Патриарха на учреждение монастыря.  К   1652   г.   на   средства купца возводится колокольня монастыря, бывшая в течение долгого времени архитектурной доминантой города. В настоящее время в обители находятся чудотворные мощи святых Петра и Февронии.
Церковный культ святых Петра и Февронии - покровителей любви и брака - сложился к XV в. Примерно в это же время была создана и одна из самых поэтических повестей древнерусской литературы - «Повесть о Петре и Февронии», где объединились два распространенных мифа - о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Устное произведение было записано и обработано в середине XVI в. Е. Еразмом.
Благовещенский монастырь основан в 1553 г. на средства Ивана Грозного. Во время Смуты он был разрушен, но в течение XVII в. постепенно восстанавливался. Надвратная церковь св. Стефания была возведена в 1716г., а трапезная и стеньг с башнями относятся к XIX в. Благовещенский собор строится после Казанского похода Иваном Грозным и затем, после польского нашествия, выстроен заново в 1664 г. Во время войны 1812 г. здесь укрывались от французов главные православные святыни – иконы «Иверской» и «Владимирской Богоматери», Оба монастыря сейчас действующие.
Чуть в стороне стоит полуразрушенным еще один прекрасный памятник архитектуры первой половины XIX в. - дом купцов Каратыгиных. А за ним через овраг видны купола Воскресенского женского монастыря, закрытого в 1764г., а ныне возрождающегося. Воскресенская церковь имеет сходство с Благовещенским собором, но облик ее более скромный. Она интересна также тем, что является единственной церковью в городе, в которой сохранилось богатое гульбище.
Муромский историко-художественный музей - один из крупнейших и интереснейших музеев региона, основан в 1919 г. Он был создан на базе коллекций муромских краеведов, академика живописи И. Куликова, графов Уваровых. В настоящее время фонды составляют более 80 тыс. экспонатов. При всей камерности его экспозиций музей часто называют «маленьким Эрмитажем».
В музее хранятся и экспонируются уникальные коллекции: археологическая; бронзовых украшений племени мурома; древнерусского искусства, в основе своей происходящая из местных храмов; русской и западноевропейской живописи и прикладного искусства; представлены интересные экспозиции городского и купеческого быта. Следует отметить также роскошные интерьеры музея, в которых проводятся костюмированные представления. Он занимает комплекс зданий и состоит фактически из нескольких музеев.
Напротив Троицкого монастыря расположен дом Зворыкиных, принадлежащий Историко-художественному музею. Знаменитый изобретатель В. Зворыкин - «отец» черно-белого и цветного телевидения, родился здесь 30 июля 1889 г., в семье богатого купца. А в 1936 г. три телекамеры зворыкинской системы смогли провести первую в мире прямую трансляцию Олимпийских игр из Берлина. Свою карьеру ученый сделал в Америке, уехав туда в 1919 г., а в Муром сумел приехать на экскурсию только в 1967г.
История Мурома
Первое упоминание о Муроме находится в русских летописях под 862 г. Таким образом, Муром  так же древен, как и Новгород, Полоцк, Ростов, Белоозеро.  К сожалению, он недостаточно подробно изучен в археологическом отношении. Остается только догадываться, каким образом в далеком IX в. из многочисленных разрозненных поселков, стоявших на территории современного Мурома, образовалось единое градообразующее начало. Свое   наименование  город получил от коренного населения, угро-финского племени мурома, обитавшего здесь с незапамятных времен. Местные жители занимались мирными промыслами: пасли скот на лугах и лесных опушках, ловили рыбу в полноводной и чистой Оке, успешно охотились в дремучих лесах, возделывали пашни, с трудом отвоевывая у леса земельных участки. Судя по археологическим находкам, знали древние муромцы и многочисленные ремесла: лепили неплохие горшки, пусть и без гончарного круга, ткали  незамысловатые одежды . В особом почете было кузнечное дело. До сих пор мы восторгаемся многочисленными бронзовыми украшениями,  дошедшими до наших дней от той далекой эпохи. Это и простые кольца с ложной сканью, и спиральные браслеты, и массивные накосники, а также многочисленные бляшки, поясные накладки- всего не перечислишь! Сейчас уже вряд ли кто сможет ответить на вопрос, являлись ли они повседневными украшениями или же считались сугубо ритуальными вещами, одевавшимися в наиболее торжественные дни,- ведь сколько веков прошло с тех пор! Да и сам язык племени мурома, увы, нам  неведом. Лишь отдельные слова сохранились от певучего древнего говора, навечно застыв в наименовании рек, озер и населенных пунктов – Ока, Велетьма, Муром…..
Ученые до сих пор пытаются разгадать, что же обозначает слово “Муром”,но, по всей видимости, им так и не удастся дать единственно правильный ответ на этот вопрос….
Постепенно на Муромскую землю стали проникать представители славянской народности, и вскоре на высоких  откосах Оки зазвучала древнерусская речь. Точно не известно, как шел процесс слияния славян с коренным населением. Но в любом случае, все историки единодушны во  мнении: произошло это без кровопролития, мирным путем. На одних и тех же поселениях проживали и мурома, и славяне, которые хоронили умерших на общих могильниках. В условиях территориального смешивания мирно протекал процесс славянизации местного населения. Этот процесс в основном завершился к началу XI в., и муромские могильники постепенно прекратили функционирование. Племя мурома не участвует в исторических события  Х-го и следующих столетий. Со 2-й половины Х в. Муром превращается в древнерусское поселение, центр ремесла и торговли, с типичной городской застройкой.
С испокон веков Муром  был пограничным городом, защищавшим  восточные границы Древнерусского государства от многочисленных врагов. Все постройки, включая крепость, были деревянные. Лишь с XVI-XVII вв. на территории города стали регулярно возводиться кирпичные храмы, построенные большей частью или на царские деньги, или же старанием и усердием богатых людей города- купцами. Как жили муромские  купцы, чем занимались,  чем прославили себя и родной город – это тема отдельного разговора….
Хотя купцы и существовали со времен утверждения государственности  на Руси, административному выделению купеческого сословия способствовали реформы императора  Петра I. В 1721 г. регламентом главного магистрата объявлялось обязательным разделить все городское население, за исключением иностранцев, духовенства и чернорабочих,  на две гильдии. К первой были отнесены  банкиры, знатные купцы, золотых и серебряных  дел мастера, иконописцы и живописцы. Ко второй – все, торгующие мелочными товарами и харчевными припасами, а также ремесленники. Купцы, записанные в гильдии, получали льготы: они освобождалась от личной рекрутской повинности при условии уплаты в казну по 100 рублей  с человека. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785г. Городового положения. По этому закону каждый мог записываться в гильдии. Для этого надо было лишь объявить свой капитал. Купец 1 гильдии  должен был иметь от 10 до 50 тыс. руб; 2-й –от 5 до 10 тыс. руб; 3-й – от 1 до 5 тыс.руб. Купцы  всех трех гильдий освобождались от рекрутской повинности, а 1-й и 2-й  гильдий – от телесного наказания. Купцам 1-й гильдии  разрешалась торговать за границей и иметь морские суда. Деятельность купцов 3-й гильдии ограничивалась мелочным торгом, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов.
К теме муромского  купечества мы еще не раз вернемся. Теперь же давайте попробуем осторожно прикоснуться к тому, что давно уже стало достоянием истории, совершим прогулку по заповедным уголкам Мурома купеческого….
Спасо-Преображенский
мужской монастырь

(ул. Лакина,№1)     
От набережной к Спасскому монастырю ведет  крутой извилистый подъем, носящий ныне имя революционера  Лакина. В начале ХХ в. это была окраина Мурома, где селились городская беднота. Не случайно, этот район назывался в простонародье “Миллионка”, “Миллионные края”. В более древнее время, в позднее средневековье и вплоть до ХХ в., здесь, в овраге, стояли кузницы. Дорога, соединявшая набережную с посадом, называлось  Спасским взвозом, поэтому что лежала  она у подножия древнего Спасо-Преображенского  мужского монастыря. Впрочем, дорога называлась также и Арзамасской, поскольку по ней ездили дальше на восток, в Нижегородскую землю, в Арзамас. Спасский взвоз- одна из древнейших улиц средневекового Мурома, насчитывающая не одну сотню лет.
Тяжело подниматься пешком в крутую гору. Если бы мы с вами могли перенести в 1914 г., то вполне могли бы воспользоваться услугами легковых извозчиков и доехать от пароходной пристани до центра города всего за 40 коп. Хотя, впрочем, вряд ли бы вам удалось отделаться так дешево. Так, местная провинциальная газета писала в 1914г. “Знаете ли вы наших извозчиков?”…Посмотрите, как они обращаются с пассажирами,- дерут сколько вздумается, особенно если человек приезжий. Никакой таксы не признают…-Эй, извозчик, на пристань Качкова – сколько?- Полтинник.- Что ты, побойся Бога, ведь такса 30 коп. ( проезд из города вниз стоил дешевле, чем указано выше.- В.Ч.)- Мало ли, что такса, - дешевле не по еду!- Заметив, что я  (т.е. журналист, автор очерка- В.Ч.) направляюсь к др.извозчику, он обгоняет меня, кричит: “Ферапон! Вот барин по таксии желает ехать на пристань Качкова!”-Ферапонт ядовито ухмыляется –“Хе-хе. Ну, нет, по грязи, да по такси. Дешевле полтинника не поедем… ”
Более подробно о Муромских извозчиках- неотъемлемой части быта купеческого провинциального городка, мы расскажем чуть позже. А сейчас, когда  вы немного передохнули, мы можем продолжить наше знакомство с достопримечательностями Мурома.
Вы давно уже заметили эти каменные стены, возвышающие справа на высоком холме. Это ограда Спасского монастыря. Первое упоминание о древней обители относится к 1095/6 г. В то далекое время древнерусское государство раздирали феодальные распри, о которых в знаменитом “Слове о полку Игореве” сказано:  “ ..И начяша князи…сами на себя крамолу ковати…” В  тот год, как повествует древний летописец, сентября 6 дня под стенами Мурома было жестокое побоище- “и быть брань люта”, в котором пал князь Изяслав, сын  Владимирова Мономаха. В связи с этим событием и упоминается Спасский монастырь, куда было положено тело князя.
Церковное предание связывает возникновение монастыря с именем первого муромского князя Глеба, получившего в 988 году Муром себе в удел. Однако это не соответствует действительности, поскольку известно, что гордые муромцы не разрешили князю поселиться в городе. Вот что об этом свидетельствует “Повесть о водворении христианства в Муроме”, составленная в XVI в. на основании местных устных сказаний: “и  егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его…” (т.е.  до 1015 г. – В.Ч.) Таким образом, кем был основан муромский Спасский монастырь-тайна истории, которую еще предстоит разгадать.
В 1996 году Муром торжественно отметил 900-летие Спасского монастыря. Но несмотря на такой почтенный  возраст, сведений  о древней истории обители сохранилось очень мало. В середине XVI столетия на территории монастыря на средства царя Ивана Грозного был сооружен   из кирпича храм во имя Преображения Господня. По всей видимости, это произошло в 1554г., т.к. именно в тот год монастырь по царскому указу получил во владение сельцо Кудринское, числившееся за обителью до середины XVII в.
Во 2-й половине XVI столетия Спасский монастырь переживал экономический подъем. В монастырь рекой потекли богатые вклады и пожертвования. Далеко не последнюю роль в этом сыграла успешная внешняя политика русского государства. Удачный военный подход 1552 г. привел к ликвидации Казанского ханства. Вследствие этого границы отодвинулись далеко на восток и сложились благоприятные предпосылки для развития ремесла, торговли, промыслов. Муром из небольшой пограничной крепости постепенно превратился в один из крупных торгово-ремесленных центров России. Оживление экономических связей способствовало увеличению муромского посада. Так, в 1566 г. в городе насчитывалось 766 дворов и 308 торговых лавок. 50-60-е гг. XVI столетия – время экономического расцвета Мурома.
Спасский монастырь был не только самым древним в городе, но и одним из самых богатых. Однако древних предметов в нем почти не сохранилось. В декабре 1615 г., в великую Российскую Смуту, город подвергся разбойному нападению польско-литовского отряда пана Александра Лисовского, от которого сильно пострадал и Спасский монастырь.
В 1636 г. была составлена опись монастырского имущества. Из нее следует, что монастырская земля тянулась вдоль реки на 104 сажени (примерно 210 м), поперек- на 80 сажен (160м).  
На территории монастыря находился кирпичный пятиглавый Спасо-Преображенский  собор с приделанной со стороны каменной колокольней. В 1757 г. на средства муромского  купца Павла Петровича Самарина возвели новую трехъярусную колокольню с восьмигранным пирамидальным шатровым завершением. Старую звонницу разобрали. Такой тип колоколен был очень характерен для нашего города. Вновь построенная колокольная стояла при Покровской церкви.
Покровский храм сооружен в 1691 г. на средства митрополита Сарского И Подонского Варсонофия. Он происходил из дворянского рода Чертковых, проживавших близ Мурома. В описи 1636 г. Покровский храм упоминается уже кирпичным. Не исключено, церковь, возведенная Варсанофием, была перестроена вместо обветшавшей более древней церкви, что практиковалась на Руси достаточно часто. Может быть, именно тогда, при перестройке, она и стала двухэтажной, какой сохранилась до настоящего времени. Известно, что на строительство Покровской церкви было истрачено 2150 руб. В XVII в.к трапезной этого храма были приделаны кирпичные постройки - хлебня и поварня. Перед трапезной находился каменный погреб и 3 сушильных амбара. Сзади амбаров стоял рубленный конюшенный двор, в котором находилась изба с клетью. Из других хозяйственных построек на территории монастыря были деревянная поварня, две житницы с монастырским хлебом, 2 сарая с кирпичами. Около 1687 г. уже упомянутым Варсанофием построен кирпичный двухэтажный дом – первая кирпичная гражданская жилая постройка в нашем городе. Одной из достопримечательностей этого сооружения была ныне не существующая изразцовая печь.
350 лет назад древний Спасский монастырь окружали деревянные стены в виде частокола. Он назывался “оградой в заметы”. Недалеко от монастыря раскинулась небольшая слободка- Кудринская. В ней жили оброчные люди, платившие тягло в пользу монастыря в размере 3 руб. и 4 деньги. По тем временам это была значительная сума. В слободе стояло 14 дворов. Монахов, населявших обитель в те годы, было 28. Для примера: в том же 1636 г. в муромском Козьмодемьянском  женском монастыре находилось 3 старицы, в Воскресенском женском монастыре – 27, в Благовещенском мужском монастыре подвизалось 15 монашествующих.
Продолжая разговор о храмах монастыря, нельзя не сказать о третьей кирпичной церкви- Кирилла Белозерского. Она находилась на главных воротах монастыря. В ХVII в. главные, а их еще называли святые ворота, стояли с северной стороны. В 1807-10 гг., когда устроили новую кирпичную ограду, сохранившуюся доныне, церковь Кирилла Белозерского разобрали и с северной стороны перенесли на западную. Перенос церкви, вероятно, связан с перепланировкой города, когда вместо старой радиально-кольцевой застройки был принят новый  квартальный план. До 1917 г. в церкви Кирилла Белозерского находился архив Муромского духовного правления.
Главными вкладчиками муромского Спасо-Перображенского мужского монастыря были местные бояре и дворяне. В 1515 г. боярин Кравков пожертвовал в обитель “двести ульев пчел” и “тысячу четвертей ржи овса”. Впоследствии Кравковы на протяжении более двух столетий делали различные вклады в обитель (в 1552, 1615, 1655, 1676, 1691-1693, 1695, 1696 гг.). Пожертвования были самыми разнообразными: продукты питания, лошади, церковные облачения (ризы, стихари), богослужебные книги ( Минеи, Евангелие). В 1676 г. На средства Матвея Иосифовича Кравкова в Спасском монастыре были поставлены два сушила на подклетах. Дважды (в 1676 г. И 1693 г.)  тот же М.И. Кравков подарил обители по лодке – деревянные струги “ с гребными веслами и шестами”.
Не имея возможности подробно перечислить все вклады, совершаемые в обитель в разные годы, назовем имена наиболее значимых жертвователей: Афанасий, Семен и Василий Столыпины, Иван Пансырев, митрополит Рязанский и Муромский Авраамий, стольник Василий Иванович Чертков, помещики Дурасовы, купец Павел Петрович Самарин.
В XVIII столетий Спасский монастырь переживал упадок. В грамоте из рязанского архиерейского дома от 21 июня 1725 г. читаем: “ …в г. Муроме имеется малобратной Спасов монастырь…. Да в том монастыре был архимандрит Матвей, которому …..впредь в том Спасском монастыре архимандрии быть не надлежит, для того что прежде бывший того монастыря архимандрит Герасим не проча тому монастырю прибыли в безумии свеем продал монастырские земли немалое число, а по нем и вышеупомянутый архимандрит Матвей, будучи в том монастыре, чинил немалое расхищение и крестьяном  разорение: монастырский хлеб распродавал и пропил, а иным награждал родственников своих и менял на вино и монастырскими деньгами корыстовался. И от такова де их нестроения и монастырскому имению расхищения тот монастырь пришел в оскудение и монахов в нем осталось малое число, и те престарелые и дряхлые, и в том монастыре для монастырского управления и крестьян охранения стало быть некому. А пол мнению его, архиерейскому, надлежит приписать в совокуплении к Рязанскому архиерейскому дому и учинить в том монастыре от дому его наместника, и отправлять по указом всякие епаршески и духовные дела; да в том же монастыре по Духовному Регламенту для учинения священнических детей быть школе, понеже де оной град Муром от Переславля-Рязанского в дальнем расстоянии, и для приезду подворья себе не имеет… ”
В 1725 г. в Спасском монастыре числился архимандрит и 19 монахов. Полтора столетия спустя, в 1886 г., в обители проживал архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 17 послушников.
В 1891 г. на территории обители возводится последняя монументальная монастырская постройка – кирпичный трехэтажный  братский корпус. 6 марта 1911 г. в нем освятили домовую церковь во имя Семи мучеников Херсонесских.
При монастыре имелось кладбище. Оно размещалось между собором и покровской церковью, тянулось восточнее храмов. На рубеже XIX-XX вв. некрополь при Спасском монастыре служил местом захоронения элиты муромского общества: дворян, купцов, духовенства.
Был при монастыре и сад. Он занимал несколько участков: западный угол (около ограды) и восточный склон оврага.
Спасский монастырь закрыли в 1918 г.  В 1925 г.  церковное имущество бывшего Спасского монастыря передано Муромскому музею. В 1926-27 гг. два корпуса Спасского монастыря арендовала местная фабрика “Красный луч”.
В 1930-е гг. монастырь на 60 лет заняли военные. Свободный доступ в древнюю обитель был закрыт. И только весной 1995 г. воинская часть №22165 покинула помещения Спасского монастыря. 23 апреля, в день Воскресения Христова, состоялось торжественное освящение территории обители. 19 августа 1995 г. в Спасо-Преображенском соборе прошло торжественное богослужение, приуроченное храмовому празднику обители- Преображению Господня.
Благовещенский мужской монастырь
(ул.Красноармейская, № 16)
А теперь обратим внимание на два замечательных архитектурных ансамбля, которые вот уже более трех столетий украшают наш город. Слева от нас – стены и храм Благовещенского мужского монастыря, а справа – Троицкого женского. Начнем с первого, как наиболее древнего.
Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает легендарному князю Константину (Ярославу) Святославичу – сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого, потомку великого Киевского князя Владимира, крестившего Русь.
О князе Константине мы не найдем сведений ни в летописях, ни в родословных книгах, поэтому основным источником наших знаний о нем является “:Житие святогоблаговерного князя Константина, супруги его Ирины и чад их, Михаила и Федора, муромских чудотворцев.” Из жития узнаем, что жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, дабы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать их,  убили младшего сына  князя – Михаила и выбросили его тело за пределы города. Княжич Михаил, принявший мученическую кончину, был погребен при вновь срубленной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Пораженные чудесным знамением от иконы  Божией  Матери, названной впоследствии Муромской, жители города раскаялись в своем злодеянии и приняли крещение в водах озера Кстово, находившегося неподалеку от города. Такова история строительства первой муромской церкви.
Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской храма. После опустошения, нанесенного татарами, город был восставлен в 1351 г. князем Георгием (Юрием) Ярославичем. Он же обновил муромские храмы, в числе которых была и Благовещенская церковь.
Долгие годы муромский  князь Константин и его сродники почитались как местночтимые святые, и только в 1547 г. на московском поместном соборе была совершена общецерковная   канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.
Благовещенский мужской монастырь был основан на месте одноименного храма по обету царя Ивана Грозного. Он побывал в Муроме в июле 1552 г. во время военного похода на Казань. Молодой 22-летний царь горячо молился новым чудотворцам о дарований победы и обещал в случае завоевания Казани учредить монашескую обитель. Царь сдержал свое слово. В 1555 г. в Муром  прибыла артель зодчих. При строительстве кирпичного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно установили в новом Благовещенском соборе.
После сооружения храма и был учрежден мужской монастырь. В 1597 г. по грамоте царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, к монастырю для  “пространения” был приписан земельный участок, размером 22 на 20 сажен (примерно 50 на 45 м), где впоследствии возникла монастырская слободка. И все- таки по своим размерам Благовещенская обитель уступала уже виденному нами ранее Спасскому монастырю.
Благовещенский монастырь сильно пострадал в Смутное время. В декабре 1615 г. на город напал польско-литовский вооруженный отряд под предводительством А. Лисовского. В 1619 г. игумен  Благовещенского монастыря Сергий  подал челобитную на имя царя Михаила Федоровича, из которой узнаем,  что литовские люди разорили церкви, ободрали с икон  серебряные ризы, посекли братию, пожгли пономаря. После разорения церкви пришли в ветхость: “каменная, каплет, а деревянные церкви ветхи и строить тех церквей ныне нечем”. Челобитная заканчивалась просьбой помочь восстановить обитель. По царскому указу монастырь был восстановлен.
В 1636 г. кроме кирпичной церкви на территории монастыря стояли деревянные: Иоанна Богослова и Григория Богослова. Последняя имела прирубленную колокольню, на которой размещалось шесть колоколов. А благодаря усердию одного из первых известных нам муромских купцов, Богдана Цветного, на той колокольне были установлены боевые часы – куранты, отбивавшие каждый час.
Монастырская ограда в то время была деревянной – “тын дубовый стоячий”. На главных воротах находилась деревянная церковь архидиакона Стефана. На территории обители стояло четырнадцать монашеских келий и одна игуменская. Был при монастыре и свой огород. Земли под монастырем и под всеми постройками имелось: в длину – 60 сажен (примерно 125 м), а в ширину -50 сажен (около 105м).
Во 2-й половине XVII века в Благовещенском мужском монастыре развернулись грандиозные строительные работы. В 1652 г. возводится кирпичная церковь Иоанна Богослова, 28 июня 1664 г. состоялось освящение главного храма обители -  Благовещенского собора. Есть все основания полагать, что эти работы велись на средства бывшего купца гостиной сотни Богдана Цветного, постригшегося в монастыре под именем старец Тихон.
В 1678 г. упоминается кирпичная надвратная церковь архидиакона Стефана, а в конце XVII в. монастырский ансамбль украсила высокая шатровая колокольня.
После перестройки главный храм обители потерял архитектурный облик XVI в., впрочем, он ничуть не утратил при этом своей красоты и притягательности.
В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду 3-го класса и находился под управлением архимандрита.
9 июня 1792 г. монастырь сильно пострадал от большого пожара, уничтожившего большую часть города. Во время  Отечественной войны 1812 г. в Благовещенском  монастыре нашли временный приют главные святыни Российского государства – иконы Владимирской   и Иверской  Божией Матери.
Продолжая повествование о строительных работах, развернутых на территории Муромского Благовещенского монастыря в XIX в., отметим, что в 1811-1812 гг. при игумене Феофиле была воздвигнута новая каменная ограда с четырьмя угловыми башнями. В 1828 г. монастырским иждивением выстроен кирпичный одноэтажный братский корпус.
К XIX в. надвратная церковь архидиакона Стефана пришла в ветхость. В 1836 г. она была перестроена на средства муромского купца А. Фадеева. Новый храм возвели в изящных формах XVII в. Именно поэтому он так удачно вписался в архитектурный ансамбль Благовещенского монастыря. Поскольку  внутренний объем церкви был очень невелик, то через три года к западной стене храма сделали пристрой, исказивший первоначальный замысел неизвестного архитектора. 13 августа 1839 г. надвратную церковь архидьякона Стефана вновь освятили. До 1917 г. в ней находилась монастырская библиотека. Книжное собрание  Благовещенского монастыря XIX в. было достаточно заурядным. Согласно описи 1846 г., в нем насчитывалась 249 книг преимущественно богослужебного содержания, различного рода поучения, а также книги нотного пения.
В 1866 г. монастырь отнесли к разряду 2-го класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 гг. во главе монастыря стояли епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.
В 1880-е гг. Благовещенским монастырем руководил архимандрит Алексей Полисадов (1814-1894).Сохранился его послужной  список, составленный в 1889г.
“Настоятель муромского Благовещенского монастыря архимандрит Алексей Полисадов, 75 лет. Обучался во Владимирской духовной семинарии, с аттестатом по окончании полного Богословского курса по 1 разряду со званием студента и наградой за примерное поведение и успехи. Сын священника. Пострижен в монашество 11 февраля 1867 г. в Московском  Ставропигиальном Ново-Спасском монастыре. По окончании полного Богословского курса  1834г. июня 29дня рукоположен во время Владимирской епархии Меленковского уезда в селе Шиморское. Вдов с 1839г. апреля 30.Определен безместным  учителем крестьянских детей продолжал до 1843г. апреля 22. Императорский Академии Наук получил искреннюю благодарность за составление Словаря областного наречия и разных оригинальных обычаев прихода Шиморское 1852г. февраля 16. Награжден набедренником за безместное обучение поселянских детей 1854г.октября 20. По указу Владимирской Духовной консистории от 10 июня 1859г.за №2359 ревизовал Меленковский  собор. В память войны 1853-1856гг. имеет бронзовый крест на Владимирской ленте 1859г. июня 30. По указу муромского духовного правления от 30 мая 1861г.за № 242 производил следствие по делу священника села Просениц. За усердное сказывание катехизических поучений от 1853г. по 1858 г.неоднократно удостоен был Архипасторской  благодарности, выраженной на поучениях. За ревностное прохождение должности Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей 1861г. июля 1. По собственному желанию выбыл в заштат 1863г. июля 3. Указом Владимирской духовной консистории от 5 октября 1863г. уполномочен исправлять все приходские требы и Божественную службу по согласию с местными священниками. Поступил в Московский первоклассный Ставропигиальный Ново-Спасский монастырь 1866г.мая 25. Пострижен во иеромонаха 1867г. февраля 11.Определен духовником сей обители 1868г.февраля 28. За ревностное прохождение должностей: кружечного, благочинного и временного депутата Высочайше награжден золотым наперстным крестом 1872г. мая 29. Определен  ризничим Ново-Спасского монастыря 1873г. августа 26.  За составление описи Ново-Спасской  огромной ризницы Высочайше награжден Императорским орденом Св. Анны 3-й степени 1880г. октября 1. Переведен во Владимирскую губернию с утверждением в должности настоятеля муромского Благовещенского монастыря второклассного 1882г. июля 20. Возведен в сан архимандрита за 29-летнее благостойное прохождение иерейской должности во Владимирской   епархии 1882г. октября 17. Возведен благочинным управляемого монастыря и по муромскому Троицкому женскому монастырю 1882г. ноября 1. Указом Владимирской духовной консистории за № 3501 определен благочинным муромского Спасского монастыря 1884г. апреля 24. За отлично-усердное служение Всемилостивейше сопричислен к Императорскому ордену Св.Анны 2-й степени 1885 г. марта 24. Указом Владимирской духовной консистории за № 341 объявлена от Архипастыря Феогноста благословение Божие за старание о благолепии церкви 1889г. января 13. Судим не был. Штрафам не
подвергался     ”. 
Жизненный путь А. Полисадова завершился 8 апреля 1894г. Он похоронен у алтаря Благовещенского собора. Правнук архимандрита Алексея, современный поэт Андрей Вознесенский, в 1981 г. опубликовал поэму “Андрей Полисадов”, посвященную знаменитому предку.
12 июня 1900 г. настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иннокентий обратился в муромскую Городскую думу с просьбой разрешить построить на территории обители “каменный  двухэтажный дом для размещения братства”. С его возведением окончательно сложился облик обители, мало изменившийся доныне.
К 1 января 1903г. в обители находились архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга – всего 29 человек.
Революция 1917 г. коренным образом перевернула многовековой размеренный уклад монастырской жизни. Первому посягательству со стороны новой власти Благовещенский монастырь подвергся 7 февраля 1919 г. Местный Исполком и комитет партии коммунистов постановили произвести проверку церковного имущества и инвентаря муромского мужского Благовещенского монастыря. Комиссия произвела кощунственное для верующих вскрытие мощей муромских   чудотворцев и составила протокол осмотра, постановив “широко оповестить граждан о результатах вскрытия «мощей», предоставив им на месте убедиться в многовековом обмане попами народа”. Не менее угрожающе звучал 2-й пункт протокола: “Поручить Городскому Совету произвести точную поверку имущества этого монастыря и других церквей и монастырей г. Мурома”.Так было положено начало антирелигиозной компании с широкомасштабным изъятием церковных ценностей, достигшей своего апогея в 1930-е гг. Богатое убранство монастырской утвари почти сразу привлекло внимание новой власти. 11 и 12 апреля 1922 г. состоялось первое изъятие церковных ценностей, проводившееся под лозунгом оказания помощи голодающему Поволжью. 29 июля 1922 г. постановлением губернского коммунального хозяйства Благовещенский монастырь был муниципализирован.
22 мая 1923 г.произошло второе публичное вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в местный музей, где хранилась до 20 января 1989 г.
Поводом закрытия храма послужило несоблюдение верующими договора от 5 июля 1934г., который обязывал общину содержать церковь в надлежащем виде. Это была явная провокация, так как в 1939 г. в Благовещенском соборе усилиями прихожан были проведены ремонтные работы. По решению Горисполкома от 7 июня 1940 г. общине верующих предъявлен судебный иск о возмещении убытков с последующим выселением из занимаемого помещения.
Так был закрыт Благовещенский собор.
После упразднения действующей церкви в ней планировали открыть художественный отдел музея, однако в 1941 г. помещения отдали комитету физкультуры под общежитие рабочих и под склады. В 1920-30-е гг. подвалы Благовещенской церкви были самовольно заняты домоуправлением под коровник и частные дровяники. Какое-то время бывшие монастырские подвалы использовали как бомбоубежище. Частично было разобрано на кирпич калориферное отопление.
В 1933 г. колокольни сбросили колокола, при этом была выломана ее колонка-опора. В результате этого варварского акта появилась большая трещина, угрожавшая разрушению все колокольни.
В 1935 г. упраздненный монастырь осмотрела комиссия по охране памятников. Оказалось, что стены ограды дали сильный наклон и угрожали падением. Намечалось сломать восточную часть ограды, что частично и было сделано.
Помещение Стефановской церкви некоторое время использовали под архив НКВД. Входную арку под церковью заложили и устроили гараж военкомата. Не лучшим образом использовались и угловые башни ограды. В 1937 г.их сдали под жилье, а две башни еще в 1925 г. заняли под свинарники.
Благовещенский монастырь был готов разделить печальную участь прочих муромских храмов. Однако в связи с обострением хода военных действий внутренняя политика советского государства по отношению к церкви изменилась. Вновь стали открываться для богослужения уцелевшие от разрушения храмы. 30 ноября 1942 г. открылась и Благовещенская церковь. В 1945-1946 гг. в ней служил вернувшийся с фронта с тяжелым ранением в позвоночник иеромонах Пимен ( в миру С.М. Извеков -1910-1990) – будущий Патриарх Московской и всея Руси.
20 января 1989 г. в жизни Благовещенского прихода произошло важное и знаменательное событие: из местного музея в храм были возвращены рака с мощами муромских  чудотворцев св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, рака с мощами св. благоверного князя Петра и княгини Февронии (находившаяся ранее в кафедральном соборе, разрушенном в 1930-е гг.), а так же святые мощи праведной Иулиании Лазаревской (до 1924 г. находились в храме с. Лазарево в окрестностях Мурома).   
С ноября 1942 г. по май 1991 г. муромский Благовещенский собор оставался единственным храмом города. На субботние и воскресные богослужения, а также на двунадесятые праздники в него стекались горожане и жители близлежащих сел и деревень.
В сентябре 1991 г. указом патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.
В соборе хранятся почитаемые списки с икон Иверской Божией Матери, Знамения Пресвятой Богородицы, Владимирской Божией Матери, иконы Божией Материи “Тихвинская, “Казанская”, святителя Николая чудотворца, святого преподобного Серафима Саровского, образ святого мученика Иоанна Воина и др. святыни. В крипте собора покоятся мощи святителя Василия I, крестившего Муромцев, и местночтимого преподобного Иулиана (Кочукова) – подвижника XVІІ века. Большим почитанием у верующих пользуются мощи муромских святых  и чудотворцев благоверного князя Константина и чад его, Михаила и Федора. Внутри храма особого внимания заслуживает барочный иконостас, сооруженный в 1797г. вскоре после пожара 1792г., а также резной портал основного объема храма.
После возобновления иноческой жизни в Благовещенском мужском монастыре ведутся непрекращающиеся работы по благоустройству обители. Одним из главных событий последних лет следует считать современную роспись алтаря, притвора и придела Иоанна Богослова, выполненную владимирским художником-иконописцем А.Г. Филипповым.
Троицкий женский монастырь
(пл. Крестьянина, №3а)
В непосредственной близости от Благовещенского мужского монастыря находится Свято-Троицкая женская обитель. Такое близкое соседство двух монастырей, мужского и женского, подчас вызывает удивление. Но все становится на свои места, если напомнить, что Троицкий монастырь – самый молодой монастырь города. Он возник в середине XVІІ века, когда историческая планировка Мурома уже сформировалась. Центр города имел довольно плотную застройку, и именно по этой причине два монастыря оказались расположенными рука об руку, разделенными друг от друга небольшим переулком.
Троицкий женский монастырь был основан в 1643г. богатым Муромским купцом Тарасием Борисовым  по прозвищу Богдан Цветной на месте одноименной деревянной церкви. По преданию, где-то здесь, на «Старом Вышнем городище», св. благоверным князем Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Впоследствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636г. сохранила ее описание: «Да супротив того ж монастыря (Благовещенского) церковь  ружная Живоначальные Троицы, верх шатер, деревянная с папертью, глава и крест обиты железом белым … а церковь и в церкви Божия милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола и все церковное строение муромца торгового человека Бориса Семенова сына Цветного да сына его ж гостиной сотни Богдана».
В 1642г. на месте обветшавшей деревянной Троицкой церкви закладывается кирпичный храм в то же наименование. «Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися… Совершена же бысть сия церковь 7151 году 6 дня тщанием и снисканием гостиные сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана Цветного…», - повествует закладной камень, сохранившийся доныне внутри храма.
Через год после постройки, в 1643г., Богдан Цветной получил разрешение от епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода женский монастырь.
Особенностью наружной архитектуры Троицкого собора является двойной пояс изразцов с изображением легендарно-сказочных сюжетов: фигур райских птиц, драконов, двухглавых орлов и грифонов. Они размещены на стенах собора и чередуются с реалистическими изображениями воинов. Красочное богатство зеленых и золотистых изразцов, самоцветами сверкавших на фоне белых стен, дополнялось изумрудной черепицей главок и сиянием золотых крестов.
С южной и западной стороны  Троицкий храм окружают галереи, сооруженные в более позднее время (в 1786г.). Через пять лет после возведения Троицкой церкви, в 1648г. над святыми воротами обители возводится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложношатровым завершением. На южной стороне храма, выходившей на Троицкую площадь, над окнами, в карнизе в 2 клеймах высечены старинной вязью надписи, гласящие, что эту церковь создал торговый человек Тарасий Борисов сын, «по реклому Богдан Цветной».
В 1652г. над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители. Богатством архитектурных украшений она превосходит все прочие муромские храмы. Посмотрите, чего тут только нет! По углам множество стройных колонок, розетки, квадратные и луковицеобразные углубления между карнизами. А как изящны обрамления оконных проемов! На колокольне нет изразцов. Но, по всей видимости, первоначально она воспринималась несколько иначе, чем ныне. Звонница сложена из красного кирпича, а декор на ней выполнен из белого камня. Сочетание красных стен и белых камней усиливало эмоциональное восприятие храма. Побелка скрыла всю эту прелесть…
Главной святыней Троицкого монастыря считался Виленский Крест. Обретение святыни также связано с именем Богдана Цветнова  - главного героя повести.
В XVІІІ в. Троицкий женский монастырь жил очень скромно, не имея ни больших земельных угодий, ни богатых пожертвований. В 1964г. в монастыре проживало 15 монахинь и игуменья. В этом же году в обитель перевели монашествующих из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря, Входоиерусалимской Пустыни села Арефино Муромского уезда и Муромского Воскресенского монастыря, расположенного на северной окраине города, в Кожевниках.
В 1792 и 1805гг. монастырь пострадал от пожаров, уничтоживших все деревянные строения, в том числе и ограду. В 1807-1808 гг. на средства вдовы экспедитора Александры Дмитриевны Неймановой возводится новая кирпичная ограда, частично сохранившаяся доныне.
В 1810 г. перестраивается Трехсвятительский теплый придел Троицкого собора. К нему прикладывается новый придел во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1865 г. на средства муромского городского головы, почетного гражданина Алексея Васильевича Ермакова, на территории монастыря устроена каменная часовня, в которую провели воду из городского бассейна. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Марии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвратной Казанской церкви.
В 1885г. было получено разрешение возвести 2-й этаж над теплым Трехсвятительским приделом. К осени 1886 г. строительные работы завершились. Это была последняя церковь, построенная в монастыре.
Ныне существующие на территории монастыря каменные постройки возведены в конце XІX – нач. XX вв. В 1898 г. сооружен кирпичный двухэтажный корпус, где 19 сентября 1899г. открылась одноклассная  женская церковноприходская школа с уроками рукоделия. В 1902 г. школа стала двухклассной.
В 1913 г. в память юбилея 300-летия Дома Романовых на колокольню монастыря был поднят новый большой колокол, весом 380 пудов (около 6 тонн) и стоимостью 9 тыс. руб. Отлит колокол был в Ярославле на заводе Оловянишникова.
После революции в сентябре 1918 г. по распоряжению жилищного отдела г. Мурома в трех каменных корпусах вместо монахинь поселились рабочие. Монастырь закрыли в 1921 г. Территория монастыря стала называться «рабочим городком». Казанскую церковь заняла трикотажная артель. Внизу находилась склады, а на втором этаже поставили станки. В Троицком соборе разместились склады военного ведомства.
Впоследствии здание собора перешло к артели «Коопремонт» и «Металлширпотреббыт». В 1928 г. Пантелеимоновский придел заняли под архив. По решению Горсовета 1936 г. придел Трех Святителей и Св. Пантелеимона были разобраны на кирпич. Юго-восточная башня ограды в 1938 г. была сдана под мастерскую по починке примусов. Другую башню, северо-западную, сначала хотели разобрать, а затем решили устроить в ней помойку. В 1929 г. при сбрасывании колоколов пострадала колокольня: была выломана одна из опор пролета шатра. В 1935 г. после осмотра территории монастыря представителями комитета по охране памятников старины и искусства было отмечено, что стены ограды сильно наклонились и угрожают падением. В документах 1938 г. упоминается о разрушении стены в семи местах.
В 1941 г. здание Троицкого собора передали артели им. Крупской под сапожную мастерскую на условиях проведения ремонта здания. Но ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. ремонт в бывших монастырских зданиях так и не проводился.
В послевоенные годы келейные корпуса превратили в коммунальные квартиры. К юбилею города в 1961-1962 гг. в монастыре провели косметическую реставрацию. И только в 1970-х гг. ансамбль Троицкого монастыря поставили на государственную охрану как памятник республиканского значения.
В  1976 г. из с. Красное Меленковского района на территорию Троицкого женского монастыря перевезли деревянную церковь, построенную в 1715 г. В архитектурном плане она представляет типичную для XVІІІ в. композицию «восьмерик на четверике». В XІX в. к церкви прирубили небольшую колокольню, а с северной стороны устроили открытую летнюю галерею. Церковь считалась зимней и отапливалась печами. В ней имелось два престола: первый – в честь Сергия Радонежского, второй – во имя Дмитрия Солунского.
В Красное деревянная церковь была перенесена из близлежащего населенного пункта – села Пьянгус Муромкого уезда, где в конце XІX в. построили новый каменный храм. А старую деревянную церковь в 1912 г. продали крестьянам деревни Красное за 1000 руб.
В селе Красное храм просуществовал 50 лет. В 1962г. его чуть ли не уничтожили в последнюю антирелигиозную компанию. По воспоминаниям старожилов, вокруг церкви местные активисты развели костры, в которые бросали иконы, книги, церковную утварь. И лишь усилиями прибежавших на разгром церкви женщин удалось отстоять храм и спасти часть икон. А в 1976 г. полуразвалившийся храм было решено перевезти в Муром, на территорию бывшего Троицкого монастыря, где планировали открыть музей деревянного зодчества.
15 мая 1991 г. ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря был возвращен Русской Православной церкви. Он стал первым женским монастырем, открытым во Владимиро-Суздальской епархии.
Tags: Муром
 

1 комментарий:

  1. «Проще говоря, Бенджамин Ли - самый приятный человек и лучший кредитный специалист в его службе. На протяжении всего процесса обновления нашего бизнеса у нас была очень ухабистая дорога из-за нехватки средств. Г-н Бен всегда был в курсе всех сторон, чтобы убедиться, что все идет по плану, чтобы уложиться в наш сжатый срок для закрытия нашего кредита. Мы ценим все, что он для нас сделал, и настоятельно рекомендуем его и его кредитную компанию всем, кто хочет получить финансирование. Еще раз спасибо, мистер Бен.
    Свяжитесь с г-ном БЕНом по: 247officedept@gmail.com Также в Whatsapp: + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить